01:42 

Запись №876

.июль
Я — просто буква, стоящая после Ю на краю алфавита (C) Бродский
Еду сегодня в электричке, перечитываю "Ифигению в Авлиде" (вечером был разбор пьесы Богомоловым в СТД). В списке действующих лиц Агамемнон, Клитемнестра, Менелай и иже с ними, в том числе Ахилл. Справа сидит какой-то мужичок. Ему звонят, он берет трубку, разговаривает. Тут внезапно слышу: "Ну позвони туда, Ахиллес там будет". Думаю: наверно, не так услышала. Справа: "Нет, Ахиллес там обязательно будет".
Нарочно не придумаешь :) Античные герои среди нас.
и кстати, именно об этом говорил на встрече Богомолов. Ифигения внутри каждого из нас, в нашей генетической памяти.

крайне интересное мероприятие было. наконец-то я услышала внятный рассказ о богомоловской системе работы с актерами. раньше я как-то обрывочно слышала, что он просит актеров как можно проще произносить текст, не играть. теперь же я услышала авторское объяснение этих требований.
в поэтике Богомолова главным субъектом становится зритель. режиссер и актер должны ориентироваться на его восприятие. задача актера сводится к тому, чтобы донести, внятно, четко, громко текст до зрителя. у актера есть определенный коридор обстоятельств - границы поведения на сцене, что он может и не может делать, исходя из роли (и функции). а у зрителя соответственно формируется коридор смыслов. суть в том, что если герой страдает, актер не должен играть страдание, он должен внести в голову зрителя то обстоятельство, что герой страдает, и зритель будет рассматривать героя-актера уже через призму этого обстоятельства. и будет видеть в герое страдание. принцип актерской игры: "умоляя, не умоляй". не надо заламывать руки, играя боль, не надо кричать и выпучивать глаза, играя злость. актеру не нужно думать о событии, которое он играет. главное, чтоб зритель это событие почувствовал.
мне это напомнило кулешовскую теорию монтажа. один и тот же взгляд мозжухина, но разные монтажные склейки - и вот выходит так, что мозжухин, не изменяя выражения лица, то смотрит с аппетитом на тарелку супа, то с печалью на гробик ребенка. здесь похоже: актер может делать на сцене одно и то же, но его игра будет восприниматься по-разному в зависимости от того, что знает зритель: что от героя ушла жена или что он получил богатое наследство. все смыслы в голове у зрителя. чистый постмодернизм.
я, может быть, как-то сумбурно объяснила, но кажется, должно быть понятно.


URL
   

В поисках радости

главная