Вим Вендерс "Пина"
каникулы - единственное время, когда я смотрю кино. поэтому теперь я буду писать про кино)
сегодня я напишу о фильме Вима Вендерса "Пина". увы, не смогла его посмотреть прошлым летом, когда он шел в кино в ЗD
Пина Бауш придумала уникальное направление Tanztheater, а Вендерс снял о Пине Tanzkino. Режиссер использовал тот язык, на котором говорила она сама - язык танца. В фильме очень мало текста - только воспоминания танцоров о своем учителе. Все остальное - фрагменты спектаклей. Танец - тот универсальный язык, который способен объединять абсолютно всех людей: из разных стран, из разных социальных слоев, из разных поколений. Наверно поэтому в труппе Пины были актеры самых разных национальностей: от корейцев до хорватов, от русских до испанцев и немцев, англичан, французов, итальянцев. В ее спектакле танцевали 14-летние подростки и старики за 65. Пина сумела заставить их поверить в то, что возможно выразить не только боль и отчаяние, но и радость, и любовь - языком тела. Она поверила в них, и они заговорили.
Вендерс удивительно снимает спектакли, давая почувствовать себя прямо на сцене. Дело ли тут в 3D или просто в хорошей операторской и режиссерской работе - я не знаю. Но чувствуешь физическое ощущение близости к происходящему. Наверно, это просто магия Пины.
Вендерс уводит танцоров со сцене и помещает их в пространство города, природы. В фильме танцуют под вуппертальским подвесным трамваем и прямо в нем, в осеннем лесу и на камнях посреди реки. Пина делала то же самое: она засыпала сцену землей в "Весне священной", забрасывала гвоздиками в одноименной постановке, заливала водой в "Полнолунии". Вендерс идет дальше, превращает театр в перформанс. и снимает это в 3D.
Критикуя этот фильм, говорят, что он не биографический, что он не дает никакого представления о жизни Пины, о ее творчестве, о личности. Вендерс позиционировал свою работу как фильм в честь памяти Пины, но простите, кто назвал его биографическим? В фильме мало архивных и документальных съемок, мало самой Пины: только пара отрывкой из ее интервью и спектаклей с ее участием. Но Пина не умерла, она осталась жива в своих работах, в спектаклях, которые она поставила и в людях, которых научила говорить на своем языке. Пина говорила: «Для меня спектакль – это жизнь в самом простом значении слова. Она важнее всего»». Об этой жизни и попытался рассказать Вендерс.
Хрупкая, сильная, невероятно красивая и чувственная Пина, с вечной сигаретой в руках и вечной мягкой, трогательной улыбкой - та Пина, которую весь мир зовет просто по уменьшительному имени. Она осталась такой в памяти людей, в фильме Вендерса и в истории театра.