1.
Ричард III, Юрий Бутусов. Сатирикон, 2004 (10)Ричард III, Юрий Бутусов. Сатирикон, 2004 (10)
Прекрасно начинать год с яркого театрального впечатления. Свежепрочитав и перечитав Шекспира, приступаем к просмотру экранизаций и театральных постановок. Улётный спектакль. Очень цельный, очень яркий. Ричард — маленький заигравшийся мальчик, обиженный на мир. Основная тема спектакля — детство. Большой стул, выше человеческого роста, на котором все персонажи кажутся детьми. Рядом с ним большой стол, под который герои прячутся. Огромные рисованные игрушки, будто вырезанные из картона. Корона из фольги. Карканье ворон и черная сцена Сатирикона. Во всем этом Ричард - маленький сгорбленный урод, мечтающий о короне. Великий лицедей, актер разыгрывающий им же спланированный спектакль. Но в какой-то момент, который Ричард упускает, всё начинает идти вразрез с его сценарием. Появляются те самые мальчики кровавые в глазах. Жесткий тиран, убийца, лицедей и, в то же время, маленький мальчик - Райкин невероятно и разносторонне использует в этом спектакле свой актерский талант. Это не тот спектакль, про который можно сказать, что он держится на одном актере. Но Райкин и его Ричард - это, несомненно, основа спектакля, его суть, источник смысла.
Бутусов ставит хронику как трагифарс, превращает средневековых герцогов в модных англичан 20-го века в шляпах и пиджаках. Саундтреком служит джаз, блюз. Веселая и временами тревожная музыка, звуки барабана - то ли удары сердца, то ли отзвуки убийства где-то за стеной. Или же бой часов, который отсчитывает время каждого. Тот самый колокол, который звонит по тебе.
Бутусов однозначно мой режиссер. Жутко мне нравятся эти пластиковые цветы, фальшивые короны, танго, блюз. Гротеск и трэш.

2.
Бесприданница, Петр Фоменко, Мастерская Петра Фоменко, 2008 (7)Бесприданница, Петр Фоменко, Мастерская Петра Фоменко, 2008 (7)
Всегда довольно сложно оценивать спектакли Фоменко - они хорошие, качественные. Но почти всегда чего-то недостает. Наверно, какого-то элемента сюрприза, момента, способного удивить или вызвать восторг. В этом спектакле нет почти никаких сценических находок, с текстом обращаются бережно, место и время действия - те, что были у Островского. хотя впрочем, с некоторым налетом декаданса. из этой эпохи и хрупкая Лариса (Полина Агуреева), и ее экстравагантная мать Харита Игнатьевна (Наталья Курдюбова), и манерный слуга Иван (Томас Моцкус). Вообще, в условиях не очень интересной сценографии да и режиссуры, большое внимание к себе привлекает игра актеров. Не сильно распространяясь, скажу, что мне понравились Агуреева - порывистая Лариса, скучающая, тоскующая, страдающая и в то же время безразличная; Цыганов - такой же порывистый Карандышев, и жалкий, и сильный, не выдерживающий насмешек; Курдюбова - хитрая, красивая, роскошная, даже, пожалуй, слишком роскошная для Бряхимова женщина; с некоторым натягом Колубков, играющий Кнурова - хорош, но не Петренко в рязановском фильме. Насчет остальных: Баршак - к такому милому Васе я не могу испытывать отрицательных эмоций, Любимов - вообще никакой, это не Паратов. Где размах, где обаяние?! Как может Лариса, выбрать такого Паратова, когда у нее есть такой Карандышев! Цыгане у Фоменко, по меткому замечанию критика, это скорее ведьмы из Макбета. Они не несут в себе свободы, вольности - лишь тоску... Им бы скорее не Паратова сопровождать, а Ларису. Вот и поют они не "мохнатого шмеля", а стихи Мандельштама.
Это тоскливый Бряхимов, Лариса все время пытается вырваться из него: она хочет за Волгу, в деревню, ходить по лесам, она хочет свободы. Ей хочется в табор, где можно не улыбаться притворно. Но вся сцена зарешечена, вечные оконные и дверные проемы, лестницы. Даже в своей комнате нет ей свободы - задник просвечивает, зритель видит тени. В последнем разговоре с Карандышевым она застынет в дверном проеме, болезненно согнувшись, изогнув руки. И лишь после выстрела придет успокоение - голос станет ровнее, черты лица разгладятся, стан распрямится. Долгожданная свобода находится в смерти: "Вы все живите... а я умру... Вы все хорошие люди, я вас всех люблю..."

© Лариса Герасимчук
3.
История солдата, проект Платформа, 2011 (8) История солдата, проект Платформа, 2011 (8)
Это синтетический театр: здесь сливаются музыка, танец и театр. Виктория Исакова, невероятно талантливая, но почему-то мало сейчас занятая, актриса читает текст, записанный с рассказов настоящих солдат. Интересна игра на контрасте - красивая девушка читает жесткий текст, о крови, о войне, о смерти. Все это сопровождается такой же необычной музыкой - это всевозможные скрипы, свисты, шорохи и шумы. Я к музыке имею мало отношения, и мне сложно оценивать работу композитора, написавшего либретто по "Истории солдата" Стравинского... К рассказу героини такая музыка подходила. Как и к танцам, которые являются важной составляющей постановки. Опять же, оценивать сложно, танец для меня - язык незнакомый. Для спектакля была выбрана тема "Травма", танцы этой теме соответствуют - тут и боль, и борьба, и смерть, и любовь. Каждый зритель может прочесть свой смысл.
4.
Алиса в Зазеркалье, Иван Поповски, Мастерская Петра Фоменко, 2010 (7)Алиса в Зазеркалье, Иван Поповски, Мастерская Петра Фоменко, 2010 (7)
Довольно сложно оценивать детскую постановку, как, наверное, тяжело и ставить. Я, по крайней мере, не очень понимала, почему дети смеются в тот или иной момент. Постановка яркая, очень красивая, изобретательная, с выдумкой, что обязательно для спектакля по такой необыкновенной книге. Актеры мне все понравились. Наверно, у всех была какая-то доля наигрыша (иначе дети бы не верили), но это нормально и этого не было чересчур. Семерку поставила только потому что я взрослый зритель, мне было местами скучно, и мало что на сцене могло меня удивить. композиция рыхлая, фрагментарная, не хватает цельности и какой-то сквозящей идеи. к тому же, 3 часа и для взрослого спектакля приличная продолжительность, а для детского тем более.

5.
Док.тор, Владимир Панков, SOUNDRAMA и Театр.Док, 2005 (видео) (9)Док.тор, Владимир Панков, SOUNDRAMA и Театр.Док, 2005 (9)
Обожаю Панкова и Саундраму. Отличная пьеса Исаевой про молодого доктора состоит из нескольких сцен-фрагментов жизни провинциального врача. О трудностях и тяготах. Светлого в этой пьесе мало, если вообще есть. Очень русская, актуальная пьеса. Только в России хирург должен определять группу крови чуть ли не на глаз, таскать пациента на руках в операционную на втором этаже, а потом так же спускать в реанимацию на первый. Только здесь: приходиться выбирать, что важнее - свет в больнице или нормальное питание пациентов; в аптечке "антиСПИД" стоит флакончик с разбавленным йодом и ватка; хирургу приходиться пить по-черному, чтобы как-то выжить в этом аду. Панков взял самые яркие сцены пьесы, добавил реп, танцы, комиксы, пошлую песню "восемнадцать мне уже" и вслед за Исаевой изящно закольцевал сюжет. В отзыве выглядит довольно странно, однако не хочу подробно описывать спектакль, это просто надо видеть и слышать. Скажу еще только, что Заводюк - восхитительно крут.

6.
Кавказский меловой круг, Роберт Стуруа, Грузинский гос. академ. театр им. Ш.Руставели 1975 (видео) (10)Кавказский меловой круг, Роберт Стуруа, Грузинский гос. академ. театр им. Ш.Руставели 1975 [2004] (видео) (10)
Когда мы обсуждали брехтовский прием отчуждения и весь его эпический театр, читали его "Мамашу Кураж", мне как-то казалось, что это все скучно до невозможности. Стуруа же открыл мне глаза. Этот спектакль нужно показывать как пособие по эпическому театру. История, знакомая мне по рассказу Брехта "Аугсбургский меловой круг", переносится в иное время и место - послевоенную Грузию. Рассказ и пьеса про девушку, которая волею судьбы стала матерью для чужого ребенка. Мораль, так свойственная Брехту, сквозит во всем, однако Стуруа несколько оттеняет ее (чем даже усиливает) грузинским колоритом, зонгами, комическими сценками. История довольно драматичная, хотя и с хорошим финалом. Стуруа делает по ней легкий, искрящийся спектакль, веселый, но философский одновременно. 3 часа проходят незаметно. Спектакль-чудо.
7.
Шесть персонажей в поисках автора, Анатолий Васильев, Школа драматического искусства, 1987 (видео) (10)Шесть персонажей в поисках автора, Анатолий Васильев, Школа драматического искусства, 1987 (видео) (10)
Мой любимый Пиранделло, моя любимая пьеса. Путанная, сложная, неоднозначная. В постановке Арье, которую я видела в прошлом году, вся многоплановость уничтожена, все сведено в одну плоскость, поэтому спектакль был очень скучным. Здесь же Васильев встраивается в фантазийную структуру Пиранделло, продолжает запутывать игру в сложное переплетение театра и реальности. Он цепляется за слова и выстраивает комические сценки, зацикливает и многократно повторяет одни и те же отрывки, актеры как мячик перебрасывают друг другу роли. И все это в крошечном пространстве белого подвала, где актерам приходится играть в буквальном смысле на коленях у зрителя, где публика сидит везде где можно и где нельзя: на подоконниках и чуть ли ни на полу. Спектакль-феерия, спектакль-калейдоскоп. Подвал представляется зеркальной комнатой, где все отражается во всем. Удивительный спектакль.
Запись 87-го года, любительская съемка типа home video, но даже она передает этот фейерверк. Много и часто показываются зрители, их реакция, и это очень интересно. Такие все забавные: женщины в больших очках и с химией, мужчины почти все с усами... В этом подвале перестройки царит дух игры и свободы, новаторства. Воистину, подлинный театр.
8.
Обрыв, Адольф Шапиро, МХТ им. Чехова, 2010 (6)Обрыв, Адольф Шапиро, МХТ им. Чехова, 2010 (6)
Очень рыхлый и какой-то мутный спектакль. Игра без нерва, без идеи. Временами откровенно скучная.
Интересная, монохромная сценография и костюмы Бархиных.
Из актеров более-менее интересны
— Вера (Наталья Кудряшова) - играет хорошо, ровно, но загадки и тайны в ней, увы, не чувствуется. Непонятно, как в такую Веру могли влюбиться Райский и Волохов. Тушин, впрочем, мог.
— Волохов (Артём Быстров) - такой плохой парень, циник из сегодняшнего времени. Интересно играет. Правда какого-то мужского обаяния иногда не хватает.
— Бабушка (Ольга Яковлева), Козлов (Хрипунов). и Тит Никоныч (Станислав Любшин). Просто хорошо сыгранные роли. Хотя впрочем Яковлевой веришь только до момента признания героини о грехах молодости. В истерики верится не очень.
Остальные особо ничем не зацепили. Юрская местами переигрывает (сделали из ее героини Крицкой чисто комическую фигуру). Белый-Райский играет штампами. Я уже видела все эти позы, жесты, слышала эти интонации в других спектаклях. Талантливый актер ведь, а халтурит. Хотя мне видится в этом больше вина режиссера. И вообще, Белый усиленно создает себя амплуа рефлексирующего героя типа Гамлета. Одно амплуа одного актера должно быть скучно и играть, и смотреть. Да и амплуа-то не особо получается, если играть одними штампами. Если уж играешь, играй многогранный характер, разные его оттенки. Странно в общем... Спектакль неплохой, но рядовой.

© Екатерина Цветкова
9.
Охота на Снарка, Кирилл Серебренников, проект Платформа, 2012 (10)Охота на Снарка, Кирилл Серебренников, проект Платформа, 2012 (10)
Опера, где инструментами служат голоса актеров и разные шумовые эффекты. Эксперимент, легкий, подчас абсурдный, веселый, искрящийся. Такой же, как и шуточная абсурдистская поэма Кэролла. Улыбаюсь, когда вспоминаю. Как же хороши студенты Кирилла, просто невозможны!

10.
Лир, Константин Богомолов, Приют комедианта, 2011(без оценки)Лир, Константин Богомолов, Приют комедианта, 2011(без оценки)
я не хочу ставить этому спектаклю оценку, потому что я увидела что-то, что до сих пор не могу осознать, отрефлексировать. очень хочу сходить во второй раз, когда снова привезут в апреле. странный спектакль, провокационный, со множеством вставных текстов, которые я в силу своей юности и неопытности не воспринимаю. но это в любом случае важное театральное высказывание. о войне, власти, жестокости.

фото: Михаил Гутерман
11.
Пять вечеров Виктор Рыжаков, Мастерская Петра Фоменко, 2011 (6)Пять вечеров Виктор Рыжаков, Мастерская Петра Фоменко, 2011 (6)
в статье, кажется, Давыдовой прочла мысль, что такого автора как Володина нельзя отрывать от контекста, в данном случае советского. нельзя бытовую пьесу ставить без быта. разумеется, бытовые детали есть, но они остаются именно деталями и не создают образ. финальные слова лишь бы не было войны" улетают в пустоту, потому что в спектакле никак не отражается, что действие происходит в послевоенное время. вообще, сложно что-то добавить к этой мысли... мне кажется, что спектакль не очень получился.

12. [2]
Изображая жертву Кирилл Серебренников, МХТ им. Чехова, 2004 (8)Изображая жертву Кирилл Серебренников, МХТ им. Чехова, 2004 (8)
смотрела во второй раз, поэтому, увы, впечатления не такие сильные.
кажется спектакль поплыл. может быть, постарел. хаев, голуб и прочие мэтры все так же прекрасны. бочкарева в роли оли мне нравилась больше, чем дарья мороз, и уж конечно намного больше мне нравился фомин в роли Вали. сейчас главного героя играет максим блинов, которому явно не хватает харизмы для этой роли.

© Екатерина Цветкова
13.
Калека с острова Инишмаан, Сергей Федотов, Театр на Таганке, 2012 (8)
14. [2]
Триптих, Петр Фоменко, Мастерская Петра Фоменко, 2009 (10)Триптих, Петр Фоменко, Мастерская Петра Фоменко, 2009 (10)

15.
Мхатовский вечер "Круг чтения", Марина Брусникина, МХТ им. Чехова, 2012 (9)
16.
Мастер и Маргарита, Янош Сас , МХТ им. Чехова, 2011 (5)Мастер и Маргарита, Янош Сас , МХТ им. Чехова,2011 (5)

17.
Эдип Спящий, Максим Мышанский, Польский театр в Москве, 2012 (8)
18.
Событие, Константин Богомолов, МХТ им. Чехова (7)Событие, Константин Богомолов, МХТ им. Чехова (7)

19.
Шведская спичка, Никита Гриншпун, Театр Наций, 2007 (7)Шведская спичка, Никита Гриншпун, Театр Наций, 2007 (7)

20.
Предел любви, Паскаль Рамбер, МХТ им. Чехова, проект "Французский театр. Впервые на русском", 2012 (9)Предел любви, Паскаль Рамбер, МХТ им. Чехова, проект "Французский театр. Впервые на русском", 2012 (9)

21.
Великая магия, Евгений Писарев, Театр им.Пушкина, 2011 (2)
22. Горки-10, Дмитрий Крымов, Лаборатория Дмитрия Крымова, ШДИ, 2012 (9)
23.
Круги. Сочинения. Французский театр,впервые на русском
24. Охота на Снарка [2]
25. Июль Волкострелова
26. Враги: история любви
27.
Великая магия, Мирослав Белович, Театр им. Вахатангова, 1980 (7)
28.
Театральный роман, Мастерская Петра Фоменко
29.
Зойкина квартира, МХТ им. Чехова
30. "Рецепт любви" Одесский русский драматический театр
31. "Риголетто" Одесский национальный академический театр оперы и балета
upd. добавила фотографий, чтоб было интереснее. под катом.
не про все спектакли есть сейчас желание написать, но обязательно как-нибудь допишу.